FAQ по трубам для рамы

Решаем все вопросы, связанные с постройкой рам кроссового автомобиля

Модераторы: Bad Ass, Nitro

FAQ по трубам для рамы

Новое сообщение Nitro » Вт мар 24, 2009 1:46 pm

На двухместную багги требуется больше труб, так как некоторые участки рамы являются более нагруженными и плечо, на котором действуют все нагрузки увеличиваются (имеется ввиду изгибающий момент). Для постройки рамы багги требуется примерно 60...80 метров труб, на подвеску примерно около 15...20 метров труб. Цена на трубы зависит от расположения металлобаз – чем дальше от крупных металлобаз, тем дороже. К примеру, в Металл-Сервисе труба ВГП ДУ32 стоит 83 рубля за метр погонный, на рынке на МКАДе тот же метр трубы стоит 155 рублей. Чем больше посредников в цепочке, тем дороже стоит труба конечному покупателю. Самы распространённые трубы в регионах – ВГП, водогазопроводные. Стандарт ГОСТ 3262-75 подразумевает три толщины стенки для кадой трубы – легких, обыкновенных и усиленных. Но, несмотря на это, чаще всего на металлобазах можно купить только обыкновенные трубы. Из достоинств – распространение, из недостатков – слишком уж тяжёлые трубы получились, да и предназначены они для другого. При желании их можно проточить на токарном станке, но только лишь в том случае, если других труб нет и есть рядом станок, который позволяет это сделать.
Изображение
Изображение
Эти трубы можно заменить электросварными трубами ГОСТ 10704-91. Из достоинств этих труб надо отметить то, что доступны трубы с толщиной стенок 1,6-3,0 мм. Это позволит уменьшать массу багги в любом месте – при нужной прочности и жёсткости сечения на кручение можно варьировать массу, т.е. при менее нагруженном участке можно приварить более лёгкие трубы.
Изображение
Если есть возможность, то необходимо покупать на основные трубы каркаса бесшовные, холоднодеформируемые цельнотянутые трубы. У них на выбор доступна различная толщина стенок. Размеры абсолютно любые на выбор
Очень грамотно, на мой взгляд, сделана рама у багги ST2 канадской компании Badland.
Изображение
При изготовлении рамы используются обычные шовные трубы, аналогичные ВГП и профильные трубы квадратного сечения. Основные силовые трубы – круглого сечения, они имеют достаточную толщину стенок, большую площадь поперечного сечения и достаточно мощные для каркаса безопасности. Все неосновные трубы – квадратного сечения. Эти трубы имеют малую массу ввиду малых размеров – сторона квадрата 25 мм, толщина стенок – 1,5-2,0 мм. Благодаря этому рама имеет меньшую массу. Так как трубы, которые подвергаются гибке шовные, то производитель предлагает следующую схему гибки – сварочный шов располагается сбоку, но не сверху или снизу.
Изображение
Это уменьшает концентрацию напряжений в зоне гибки – шов подвергается меньшей деформации.
Профильные трубы квадратного или прямоугольного сечения применятся в различных металлоконструкциях, именно поэтому проблем с приобретением этих труб нет. Следует знать, что данные трубы по-разному работают на изгиб и кручение. Если использовать по периметру багги трубы квадратного сечения, то по центру можно делать растяжки из труб прямоугольного сечения. Это позволит улучшить жёсткость на кручение в некоторых плоскостях и немного снизить массу.
Изображение
Если планируется постройка спортивного автомобиля, то единственным документом, в котором описано какие трубы следует применять – это регламент. Есть ещё одна рекомендация в книге Назарова М. М. – «Специальные кроссовые автомбили багги» (Москва, ДОСААФ 1980). Трубы должны быть цельнотянутыми холоднодеформируемыми бесшовными. Эти трубы дороже из-за метода изготовления. Материал должен быть с определёнными прочностными характеристиками. В Советском Союзе всегда рекомендовалась сталь 30ХГСА (американский аналог – сталь 4030). Размер сечения трубы (диаметр и толщина стенки) зависит от массы автомобиля и рабочего объёма двигателя: «Их минимальные размеры зависят от класса и массы автомобиля. Для 0-го и 1-го классов с рабочим объёмом двигателя до 350 и 500 см3 - 35х2 мм; для 2-15-го классов: при массе до 700 кг - 42х2,5 мм; с 700 до 1 200 кг - 48х2,5 мм; свыше 1 200 - 57х3 мм». Информация немного устарела, но для самодельщиков может также послужить отправной точкой, так как большая часть самодельщиком пытается перестраховаться при изготовлении каркаса и при этом пытаются взять трубы с многократным запасом прочности.
Изображение
Изображение
Все эти трубы рекомендуются в зависимости от массы багги. С учётом того, что данные трубы дорогие и поставляются на заказ, есть определённые трудности с их приобретением. Вместо них можно применять трубы из материала Сталь 20. Сталь 20 имеет другие прочностные характеристики – передел прочности и предел текучести, именно поэтому в некоторых случаях придётся увеличить площадь сечения (об этом есть информация ниже).
Если взглянуть на все эти таблицы и проверить соответствие размеров труб и площадей сечений, можно комбинировать запас по прочности и массу каркаса. Для этого надо иметь перед собой тексты ГОСТов, в них прописаны массо-габаритные характеристики, моменты инерций сечений и прочая полезная информация. Если взять трубу большего диаметра, но с меньшей толщиной стенки, то можно увеличить площадь сечения трубы, снизив таким образом нагрузку в узловых точках каркаса. Увеличивается момент инерции сечения на изгиб и кручение. При этом стыковка труб идёт по большей длине, что гарантирует большую площадь сварочного шва и большую зону прогрева. Зная все эти характеристики, можно очень грамотно распределять массу каркаса, смещая центр тяжести в ту сторону, в которую нужно нам.
Последний раз редактировалось Nitro Вс авг 30, 2009 12:16 pm, всего редактировалось 3 раз(а).
Настоятельно рекомендую прочитать раздел ЧаВо и Правила форума

Аппокалипсис отменяется. Мы во всём разберёмся
Аватара пользователя
Nitro
Директор проекта
Директор проекта
 
Сообщения: 4945
Зарегистрирован: Пт янв 11, 2008 12:54 pm
Откуда: Федюковсбург
ФИО: Андрей
Место жительства: Московская обл
Помещение: наконец-то своё
Проекты: багги
Чем работаешь: весь спектр
Стаж работы с металлом: с 1996 года

Новое сообщение shum d » Чт апр 16, 2009 7:07 pm

Изображение

Изображение
Аватара пользователя
shum d
Я испытатель!!!
Я испытатель!!!
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: Ср апр 15, 2009 6:14 pm
Откуда: Свердловская обл.

Новое сообщение Nitro » Чт апр 16, 2009 9:00 pm

ну это очень тяжёлые трубы для самодельщиков
Последний раз редактировалось Nitro Чт апр 16, 2009 9:18 pm, всего редактировалось 1 раз.
Настоятельно рекомендую прочитать раздел ЧаВо и Правила форума

Аппокалипсис отменяется. Мы во всём разберёмся
Аватара пользователя
Nitro
Директор проекта
Директор проекта
 
Сообщения: 4945
Зарегистрирован: Пт янв 11, 2008 12:54 pm
Откуда: Федюковсбург
ФИО: Андрей
Место жительства: Московская обл
Помещение: наконец-то своё
Проекты: багги
Чем работаешь: весь спектр
Стаж работы с металлом: с 1996 года

Новое сообщение shum d » Чт апр 16, 2009 9:13 pm

Nitro писал(а):ну это очень тяжёлые трубя для самодельщиков


Ну смотря для чего, как заготовка под токарку вполне.
Слава голову кружит
Власть сердца щекочет
Грош цена тому кто стать
Над другим захочет

/Булат Окуджава/
Аватара пользователя
shum d
Я испытатель!!!
Я испытатель!!!
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: Ср апр 15, 2009 6:14 pm
Откуда: Свердловская обл.


  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в Рама кроссового автомобиля

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron