![Изображение](http://www.oldforum.izikastom.info/faq/tube_vgp.png)
![Изображение](http://www.oldforum.izikastom.info/faq/tube_vgp_2.png)
Эти трубы можно заменить электросварными трубами ГОСТ 10704-91. Из достоинств этих труб надо отметить то, что доступны трубы с толщиной стенок 1,6-3,0 мм. Это позволит уменьшать массу багги в любом месте – при нужной прочности и жёсткости сечения на кручение можно варьировать массу, т.е. при менее нагруженном участке можно приварить более лёгкие трубы.
![Изображение](http://www.oldforum.izikastom.info/faq/tube_weld.png)
Если есть возможность, то необходимо покупать на основные трубы каркаса бесшовные, холоднодеформируемые цельнотянутые трубы. У них на выбор доступна различная толщина стенок. Размеры абсолютно любые на выбор
Очень грамотно, на мой взгляд, сделана рама у багги ST2 канадской компании Badland.
![Изображение](http://i161.photobucket.com/albums/t238/nitro_lab/st2.jpg)
При изготовлении рамы используются обычные шовные трубы, аналогичные ВГП и профильные трубы квадратного сечения. Основные силовые трубы – круглого сечения, они имеют достаточную толщину стенок, большую площадь поперечного сечения и достаточно мощные для каркаса безопасности. Все неосновные трубы – квадратного сечения. Эти трубы имеют малую массу ввиду малых размеров – сторона квадрата 25 мм, толщина стенок – 1,5-2,0 мм. Благодаря этому рама имеет меньшую массу. Так как трубы, которые подвергаются гибке шовные, то производитель предлагает следующую схему гибки – сварочный шов располагается сбоку, но не сверху или снизу.
![Изображение](http://www.oldforum.izikastom.info/faq/seam_welded_tube.png)
Это уменьшает концентрацию напряжений в зоне гибки – шов подвергается меньшей деформации.
Профильные трубы квадратного или прямоугольного сечения применятся в различных металлоконструкциях, именно поэтому проблем с приобретением этих труб нет. Следует знать, что данные трубы по-разному работают на изгиб и кручение. Если использовать по периметру багги трубы квадратного сечения, то по центру можно делать растяжки из труб прямоугольного сечения. Это позволит улучшить жёсткость на кручение в некоторых плоскостях и немного снизить массу.
![Изображение](http://www.oldforum.izikastom.info/faq/tube_prof.png)
Если планируется постройка спортивного автомобиля, то единственным документом, в котором описано какие трубы следует применять – это регламент. Есть ещё одна рекомендация в книге Назарова М. М. – «Специальные кроссовые автомбили багги» (Москва, ДОСААФ 1980). Трубы должны быть цельнотянутыми холоднодеформируемыми бесшовными. Эти трубы дороже из-за метода изготовления. Материал должен быть с определёнными прочностными характеристиками. В Советском Союзе всегда рекомендовалась сталь 30ХГСА (американский аналог – сталь 4030). Размер сечения трубы (диаметр и толщина стенки) зависит от массы автомобиля и рабочего объёма двигателя: «Их минимальные размеры зависят от класса и массы автомобиля. Для 0-го и 1-го классов с рабочим объёмом двигателя до 350 и 500 см3 - 35х2 мм; для 2-15-го классов: при массе до 700 кг - 42х2,5 мм; с 700 до 1 200 кг - 48х2,5 мм; свыше 1 200 - 57х3 мм». Информация немного устарела, но для самодельщиков может также послужить отправной точкой, так как большая часть самодельщиком пытается перестраховаться при изготовлении каркаса и при этом пытаются взять трубы с многократным запасом прочности.
![Изображение](http://www.oldforum.izikastom.info/faq/tube_nazarov.png)
![Изображение](http://www.oldforum.izikastom.info/faq/tube_regl.png)
Все эти трубы рекомендуются в зависимости от массы багги. С учётом того, что данные трубы дорогие и поставляются на заказ, есть определённые трудности с их приобретением. Вместо них можно применять трубы из материала Сталь 20. Сталь 20 имеет другие прочностные характеристики – передел прочности и предел текучести, именно поэтому в некоторых случаях придётся увеличить площадь сечения (об этом есть информация ниже).
Если взглянуть на все эти таблицы и проверить соответствие размеров труб и площадей сечений, можно комбинировать запас по прочности и массу каркаса. Для этого надо иметь перед собой тексты ГОСТов, в них прописаны массо-габаритные характеристики, моменты инерций сечений и прочая полезная информация. Если взять трубу большего диаметра, но с меньшей толщиной стенки, то можно увеличить площадь сечения трубы, снизив таким образом нагрузку в узловых точках каркаса. Увеличивается момент инерции сечения на изгиб и кручение. При этом стыковка труб идёт по большей длине, что гарантирует большую площадь сварочного шва и большую зону прогрева. Зная все эти характеристики, можно очень грамотно распределять массу каркаса, смещая центр тяжести в ту сторону, в которую нужно нам.