Свеча - один из элементов системы, предназначенной для своевременного и эффективного поджигания рабочей смеси в цилиндрах. Обеспечение надежности и четкости зажигания - задача очень непростая и тут многое зависит именно от свечей. прежде всего, по состоянию и характеристикам они должны соответствовать данному двигателю и условиям его работы.
Заменять свечи специалисты рекомендуют по возможности комплектами. Самый скромный комплект предпочтительнее любой разносоpтицы из свечей именитых фирм. Это дает возможность контролировать состояние мотора, всех его цилиндров. признанный лидер производства автомобильных свечей - германская фирма BOSCH. современная свеча рассчитана на 20 миллионов искр. Это означает, что при нормальной эксплуатации свеча абсолютно надежна при пробеге до 15 тысяч километров, а дальше может сказаться усталость материала. Поэтому западные фирмы предписывают замену свечей через 15-20 тысяч километров пробега.
В наших условиях свечи эксплуатируются обычно значительно дольше. Электроды подгорают, зазор между ними увеличивается, его начинают регулировать, подгибая боковой электрод, следует иметь в виду, что полувыгоревший электрод сильнее раскаляется, отвод тепла у него ухудшен. Рабочие свойства такой свечи весьма относительны и при повышенной нагрузке мотора она перегреется и вызовет калильное зажигание, что небезопасно для двигателя. Некоторые считают, что хороша та система зажигания, которая обеспечивает очень высокое вторичное напряжение, мощнейший разрядный импульс и увеличивают искровой промежуток. Это может привести к пробою изоляции в элементах вторичной цепи (высоковольтные провода, ротор распределителя).
В настоящее время многие западные фирмы освоили производство составных, биметаллических центральных электродов. По виду они ничем не отличаются от обычных: такой же стерженек из хромоникелевого сплава. Но внутри - медь, теплопроводность которой заметно выше. Такие свечи - с хорошей само очисткой от нагара и защищены от перегрева. Рабочий диапазон таких свечей значительно расширен, поэтому их называют широкодиапазонными или термоэластичными.
Фирма CHAMPION (США) стала делать биметаллическим не только центpальный, но и боковой электрод, что должно еще больше pасшиpить теpмоэластичность свечи.
Появление особо форсированных моторов с турбонаддувом заставило искать материалы с более высокой эрозионной стойкостью, чем хромоникелевые сплавы. Появились свечи с центральным электродом из тонкой платиновой проволоки. По температурным характеристикам свечи с платиной не имеют преимуществ перед обычными с биметаллическим центральным электродом. В двигателе со средним уровнем форсировки платиновая свеча служит примерно в 2 раза дольше обычной, но и цена ее в 2-3 раза выше.
Существуют также свечи с серебряными электродами, предназначенные для спортивных и гоночных двигателей.
Некоторые пояснения по маркировке рассмотренных автомобильных свечей.
Свечи BOSCH и CHAMPION с биметаллическим центральным электродом обозначают буквой "С" в конце маркировки, свечи BERU - буквой "U", свечи NGK - буквой "S". В случае, когда и боковой электрод выполнен биметаллическим, CHAMPION добавляет вторую букву "C". Сведения по маркировке свечей UNIPART отсутствуют.
Рассмотрим маркировку свечей российского производства, причем, на конкретном примере: А17ДВР.
Буква "А" указывает диаметр и шаг резьбы, а именно - М14х1,25. Раньше, например, применялись свечи с резьбой М18х1,5 и первая буква в маркировке была "М".
Цифры после буквы представляют собой так называемое калильное число, в данном случае "17". Чем оно больше, тем выше рабочая температура, на которую рассчитана свеча. А рабочая температура зависит не только от форсировки двигателя, но и от других факторов, в частности от способа его охлаждения.
Двигатели с воздушным охлаждением имеют напряженный температурный режим, а в связи с этим - большое калильное число свечи, например, 23. Такие свечи называют также "холодными", поскольку у них обеспечен интенсивный отвод тепла от центрального электрода. Свечи с небольшим калильным числом называют "горячими".
Буква "Д" (после цифр) показывает, что длина резьбовой части корпуса свечи равна 9 мм ("длинная" резьба). В случае "короткой" резьбы (12,7 мм) буква не ставится. Раньше применялись еще более короткие свечи (11 мм), обозначавшиеся буквой "H". Сейчас они практически не встречаются, а при необходимости их можно заменить "короткими".
Следующая буква относится к конструктивному исполнению. В нашем случае буква "В" указывает, что изолятор выступает из корпуса. Следовательно, искра больше вынесена в пространство камеры сгорания и активнее работает, а поверхность изолятора, омываемая пламенем, лучше очищается от нагара, требования к качеству керамики в данном случае должны быть повышенными из-за тяжелых условий работы изолятора. Если изолятор утоплен в корпусе, буквы в маркировке нет.
Последняя буква в маркировке "Р" означает, что в центральном электроде свечи имеется резистор подавления радиопомех. При отсутствии такого резистора буква в маркировке не ставится.
Иногда после букв в конце маркировки стоят цифры (через черточку или без нее), означающие вариант исполнения. Для потребителя практического значения это не имеет.
Ниже приведены некоторые типы свечей российского производства и их зарубежные аналоги.
Свечи pоссийского пpоизводства и их заpyбежные аналоги.
Тип свечи Применение для pоссийских автомобилей Заpyбежные аналоги
BOSCH CHAMPION BERU NGK UNIPART
Геpмания США Геpмания Япония Англия
А23 ЗАЗ и ЛyАЗ с двиг-ми возд. охлаждения. W5AC
W5AP L82C
L6G 14-5AU B7HZ -
А20Д АЗЛК и ИЖ с двиг-ми мод. "412" (бензин АИ-93) W6DC
W6DP N7YC
N7GY 14-6DU BP7ES -
А17ДВ Все модели "Жигyлей", "Hива", "Тавpия", а/м с дефоpсиpов. двиг-ми мод. "412" (бензин А-76) W7DC
W7DP N9YCC 14-7DU BP6ES GSP4362
А17ДВР ВАЗ-2108, -2109, "Ока" WR7DC
WR7DP RN9YCC 14R-7DU BPR6ES GSP263
А17В ГАЗ-24 "Волга" (бензин АИ-93) W7BC
W7BP L87YCC 14-7BU BP6HS GSP4366
А14В ГАЗ-24 "Волга" (бензин АИ-76) W88C
W88P L92YCC 14-8B BP5HS GSP531
А14Д ГАЗ-3102 "Волга" W8CC
W8CP N5C
N5G 14-8C B5ES GSP160
А11,
А11H ГАЗ-21 "Волга",
"Москвич-408" W9AC
W10AC L90
L88 14-9A
14-10A B4H
B4L
ПРИМЕНЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СВЕЧЕЙ НА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЯХ И МОТОЦИКЛАХ
+----------+-----------------------------------------------------------------+
| | Основные параметры и размеры |
|
|Маркировка+---------+--------+---------+-------------+----------------------+
| |Калильное| Резьба | Длина |Рекомендуемый| |
| | число |вверной |резьбовой| искровой | Примечание |
| | | части |части, мм|промежуток мм| |
+----------+---------+--------+---------+-------------+----------------------+
| А8НТ | 8 |М14x1,25| 11 | 0,85-1,0 |ГАЗ-21 |
+----------+---------+--------+---------+-------------+----------------------+
| А10H | 10 |М14х1,25| 11 | 0,9-1.05 |"Москвич-403", 407. |
| | | | | 0,9-1,05 |"Москвич-407", 408, |
+----------+---------+--------+---------+-------------+----------------------+
| А11H | 11 |М14х1,25| 11 | | ЗАЗ-965, |
| | | | | 0,6-0,75 |"Днепр", "Урал" |
+----------+---------+--------+---------+-------------+----------------------+
| А11-1 | 11 |М14х1,25| 12 | 0,85-1,0 |ГАЗ-21, УАЗ-469,ГАЗ-24|
+----------+---------+--------+---------+-------------+----------------------+
| | | | | |ЗАЗ-965, 966, 969В, |
| А13H | 13 |М14х1,25| 11 | 0,6-0,75 |"Восход", "Восход-2", |
| | | | | |"Тула" |
+----------+---------+--------+---------+-------------+----------------------+
| | | | | |ГАЗ-24-10,24-11 |
| | | | | |"Волга" с двигателем |
| А14В | 14 |М14х1,25| 12 | 0,8-0,95 | ЗМЗ-4021.10 |
| | | | | | "Днепр", "Урал" |
+----------+---------+--------+---------+-------------+----------------------+
| | | | | |ГАЗ-3102, "Волга" с |
| А14Д | 14 |М14х1,25| 19 | 0,8-0,9 |двигателем ЗМЗ 402.10 |
+----------+---------+--------+---------+-------------+----------------------+
| | | | | |ГАЗ-24, "Волга" с |
| А17В | 17 |М14х1,25| 12 | 0,8-0,9 |двигателем ЗМЗ 24Д |
| | | | | |для работы на АИ-93 |
+----------+---------+--------+---------+-------------+----------------------+
| А17ДВ | 17 |М14х1,25| 19 | 0,5-0,6 |ВАЗ 2101...2107, 2121 |
+----------+---------+--------+---------+-------------+----------------------+
| | | | | |ВАЗ 2108, 2109, 21099 |
| А17ДВ-10 | 17 |М14х1,25| 19 | 0,7-0,8 |ЗАЗ-1102, 1105 |
+----------+---------+--------+---------+-------------+----------------------+
| | | | | |Для дефорсированных |
| А17Д | 17 |М14х1,25| 19 | 0,8-0,95 |двигателей УМЗ-412ДЭ |
+----------+---------+--------+---------+-------------+----------------------+
| | | | | |"Москвич-412", 2140, |
| А20Д-1 | 20 |М14х1,25| 19 | 0,8-0,95 |21412 с двигателем |
| | | | | |УМЗ-331.10, ИЖ-2126 |
+----------+---------+--------+---------+-------------+----------------------+
| | | | | |ЗАЗ-968А, 968М, |
| А23 | 23 |М14х1,25| 12 | 0,75-0,9 |ЛуАЗ-969, ЛуАЗ-969М |
+----------+---------+--------+---------+-------------+----------------------+
ТАБЛИЦА 2:
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ СВЕЧЕЙ ЗАЖИГАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И
НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ФИРМ
+------+-------+--------+-------+---------+------+------+--------+----------+
| | | | | MAGNETI | | | | MOTOR |
|Россия| Beru |CHAMPION| BOSCH | MARELLI | KLG | AC | NGK | CRAFT |
+------+-------+--------+-------+---------+------+------+--------+----------+
|М8Т-1 |18-10AU|D16, D21| M10AC | ------- | --- | C86 | --- | BT10 |
+------+-------+--------+-------+---------+------+------+--------+----------+
|А-11 и| | | W10AC,| | | | | |
|А11-H |14-10A | L15Y | W9AS | CW25N | F20 | S45F | B4H | ------ |
+------+-------+--------+-------+---------+------+------+--------+----------+
|А13H | ---- | L90C | W9ACO | CW3N | FA50 | 43F | --- | A47C |
+------+-------+--------+-------+---------+------+------+--------+----------+
|А14В |14-8B | L92Y | W8BC | F7NC | F55P | 44FS | BP4HS | AE42 |
+------+-------+--------+-------+---------+------+------+--------+----------+
|А14Д |14-8C | N5, | W8CC | CW6L | FE70 | 45XL | B5EB | AG3, |
| | | N6 | | | | | | AG31 |
+------+-------+--------+-------+---------+------+------+--------+----------+
|А17В |14-7B | L12Y | W7BC | CW6NP | MT65P|42-6FS|BP6ES-10| AE32 |
+------+-------+--------+-------+---------+------+------+--------+----------+
|А17Д |14-7C | N4C | W7CC | CW6L | FE75 |C44XL | B6ES | AG2, |
| | | | | | | | | AG21 |
+------+-------+--------+-------+---------+------+------+--------+----------+
|А17ДВ,|14-7D | N10Y, | W7DC | CW7LP | FE65P|42XLS | BP6ES | AG22 |
|(-10) | --- | N9Y | | | | | | AG252 |
+------+-------+--------+-------+---------+------+------+--------+----------+
|А20Д-1| --- | N7Y | W6CC | CW7L | FE80 | 43XL | B7ES | AG4 |
+------+-------+--------+-------+---------+------+------+--------+----------+
|А23 |14-5AU | L81 | W5AC | CW7N | FF80 | 42F | B7HS, | AE2, |
| | | L82C | | CW8N | | | B8HS | AE2C |
+------+-------+--------+-------+---------+------+------+--------+----------+
|А26ДВ1| --- | N63Y | W3DC | CW9L | --- | --- | --- | --- |
+------+-------+--------+-------+---------+------+------+--------+----------+
СХЕМА 1:
МАРКИРОВКА СВЕЧИ "CHAMPION" (пример - RN9BYC4)
--------------------------------
R - B-коническое седло
| C-тип "Bantam"
| D-коническое седло типа "Bantam"
| E-защитная оболочка 5/8x24
| O-катушечный резистор
| Q-индуктивный подавитель
| V R-сопротивление
| T-специальный тип "Bantam"
| U-осевое отверстие
| X-резистор
+---------------------------------
| Длина
| Диаметр вворачиваемой
| резьбы части
N - A=12мм - 19
| C=14мм - 19
| D=18мм - 12,7
| F=18мм - 11,7
| G=10мм - 19
| H=14мм - 11,1
| J=14мм - 9,5
| K=18мм - различная
| L=14мм - 12,7
| V N=14мм - 12
| P=12мм - 19
| R=12мм - 12,5
| S=14мм - 18
| V=14мм - 18
| W=7/8x18 - 11,7
| Y=10мм - различная
| Z=10мм - 6,3
| 7,9
| 12,5
+--------------------------------
| Классификация температурных
| диапазонов
9 - V 1-25 Общее применение
| 26-50 Авиация
| 51-75 Мотоспорт
| 76-379 Спецхарактеристики
+--------------------------------
BYC А-традиционный
| B-блок боковых электродов
| C-электроды с медным сердечником
| G-электроды из ценного метала
| J-срезанные заземлители
| R-электроды гоночного типа
| V-поверхностный зазор
| X-особые характеристики
| CC-боковые электроды с медным сердечником
|V BYC-центральный электрод с медным сердечником и тремя боковыми электродами
| BMC-центральный электрод с медным сердечником и двумя боковыми электродами
| PP-выступающий изолятор, центральный электрод с платиновым покрытием
| PYC-выступающий изолятор, центральный и боковой электрод с платиновым
| покрытием
| H=0,75мм
| Y=1,5мм
| M=3,0мм
| L=5,0мм
+--------------------------------
| Зазор между
| электродами
4 - 4=1мм
| 5=1,3мм
| 6=1,5мм
| 8=2мм
+--------------------------------
СХЕМА 2:
МАРКИРОВКА СВЕЧИ "BOSCH" (пример - WR7DTCX)
-------------------------------
| Диаметр и Размер
| шаг резьбы под ключ
| Плоское седло
W - M=M18x1,5 26
| F=M14x1,25 21
| V W=M14x1,25 21
| Y=M12x1,25 16
| U=M10x1 16
| Коническое седло
| D=M18x1,5 21
| H=M14x1,25 16
| X=M12x1,25 17,5
+--------------------------------
| Конструкция
R - B-водонепроницаемая экранированная с сопротивлением
| C-для подавления радиопомех
| V R-сопротивление для подавления радиопомех
+--------------------------------
| Калильное число: рекомендуемый ряд
7 - 13, 12, 11A, 10C, 9E, 8, 7B, 6D, 5F, 4, 3H, 2K, L
| V
+--------------------------------
| Длина резьбы, мм
D Утопленный изолятор | Выступающий изолятор | Длинный электрод
| плоское коническое | плоское коническое | плоское коническое
| 12,7 11,1 12,7 11,1 19 17,5
| 19 17,5 19 17,5 19 17,5
| 9,5 ---- 19 17,5
+--------------------------------
| Количество электродов
T - A-1
| D-2
| V T-3
+--------------------------------
| Материал электрода
C -V C-медный
| P-млатиновый
| S-серебрянный
+--------------------------------
| Зазор, мм
X - W-0,9
| V X-1,1
| V-1,3
| Y-1,5
| Z-2,0
+--------------------------------
СХЕМА 3:
МАРКИРОВКА СВЕЧЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА (пример АКУ17ДВРМ10)
--------------------------------
| Обозночение резьбы на корпусе
А -V А=М14х1,25
| М=М18х1,5
+---------------------------------
| Тип опорной поверхности (плоское не обозначается)
К - коническое
+---------------------------------
| Особенности конструкции
У - М-Малогабаритная свеча для бензо-моторного инструмента
| У-Уменьшенный шестигранный ключ (стандартный ключ не обозначается)
+---------------------------------
| Калильное число: рекомендуемый ряд
17 - 8, 11, 14, 17, 20, 26
|
+---------------------------------
| Обозначение длины резьбовой части корпуса
Д - H=11мм
| V Д=19мм
+---------------------------------
| Обозночение выступания теплового конуса изолятора
В -V В-выступает
| Отсутствие выступания не обозначают
+---------------------------------
Р - показывает на наличие резистора (для подавления радиопомех)
|
+---------------------------------
М - показывает, что центральный электрод сделан из меди
|
+---------------------------------
| Порядковый номер разработки и модернизации
10 - Целое число - модернизированная конструкция
| Нет числа - базовая конструкция
+---------------------------------
дополнения приветствуются. -