1. Переднемоторная компоновка. Является плохой, так как при этом развесовка совсем не оптимальная. Двигатель располагается перед передней осью, при этом задняя часть автомобиля разгружена.
2. Среднемоторная (в некоторых источниках также можно встретить – центральномоторная) – двигатель находится в пределах базы перед задней осью.
Как вариант компоновки – чертёж багги на базе агрегата от классики.
По такой компоновке строились спортивные автомобили в СССР, когда не было коробок от ВАЗ-2108. На фотографии – багги команды «Автовазтехобслуживание», за рулём – Лесков Николай Афанасиевич.
Ещё примеры компоновок багги с агрегатами от классики
Огромное спасибо Дивину Фёдору Николаевичу за предоставленные фотографии
Один из таких примеров – компоновка спортивного полноприводного кроссового автомобиля. По такой компоновке стоится большинство автомобилей класса Д3
На данных чертежах указан агрегат от москвича, как ни странно, но агрегаты и коробки передач имеют равные габариты (плюс-минус несколько немного), и поэтому для заполнения объёма этого агрегата достаточно. Силовой агрегат и коробка передач располагаются продольно.
Вот к примеру, компоновка спортивного кроссового автомобиля со среднемоторной компоновкой.
Автомобиль сконструирован и изготовлен Щегловым Вячеславом Михайловичем. Силовой агрегат размещается внутри базы. Двигатель 1300 см3, подготовлен по КиТТ. Вот что рассказал автор о своей машине:
На "СКА-17" действительно силовой агрегат расположен коробкой назад. На "СКА-16", машина под номером 18. На "СКА-17" путем изменения положения узлов и агрегатов удалось добиться такой же развесовки, но зато стал удобнее доступ к коробке, конструкция которой позволяет заменить шестерни 2-4 передач буквально за полчаса. Коробка собственной конструкции, кулачковая, прямозубая. В 2008 г. при совместном участии в соревнованиях "СКА-17" выиграла у предыдущей модели практически все старты, что говорит о том, что я не ошибся с компоновкой.
Вот что получается, если установить двигатель от переднеприводных вазов, он располагается поперечно
При изготовлении специальной планшайбы, можно перевернуть коробку вверх ногами и расположить силовой агрегат вне базы. Это позволяет уменьшить колёсную базу и лучше загрузить ведущую ось.
3. Заднемоторная – двигатель находится вне базы за задней осью.
Багги класса Д3/4 – на базе силового агрегата от автомобиля «Запорожец»
Багги Д3-1600 – на базе силового агрегата ВАЗ 1600 см3
Фотографии взяты отсюда. Огромное спасибо Витинской Светлане за предоставленные фотографии с соревнований.
Эволюция компоновок багги, по статье Кулумбетова в журнале «Моделист-Конструктор»
Коробка производства УКЦ КамАЗ
С уважением, Администрация форума