FAQ метрология в самопалостроении

Всякие полезности, тот же FAQ или по нашему ЧаВо.

Модераторы: Bad Ass, Nitro

FAQ метрология в самопалостроении

Новое сообщение Nitro » Пн авг 31, 2009 11:33 pm

FAQ метрология в самопалостроении

Любую деталь необходимо проверять на соответствие размерам, в противном случае она может не подойти по размерам и узел собрать будет невозможно. Не вдаваясь в теорию, правила ЕСКД или ЕСДП можно всё же определить основные размеры, которые надо контроллировать в ручную.

При изготовлении рамы багги и установки подвески необходимо пользоваться немного другой системой координат – необходимо делать привязки так, чтобы при сборке каркаса было удобнее мерить – при сварке каркаса у нас нет колёс, двигателя и некоторых других узлов и деталей. Вследствие этого меняется точка отсчета. Базовая плоскость – плоскость, которую мы принимаем за начало отсчёта. Эта плоскость должна быть выведена в «0», в противном случае часть размеров может быть ложными. В качестве этой плоскости нужно принять поверхность сварочного стола. Чертилкой необходимо сделать метки, которые помогут в отсчёте размеров.
По центру стола нужно провести линию (ось симметрии), которая будет делить ширину стола пополам. К ней можно привязать ось симметрии автомобиля – продольную ось автомобиля, которая проходит по центру автомобиля и делит его на две симметричные половины.
Изображение
При расположении нескольких точек, удалённых на равные расстояния от оси симметрии самым простым способом измерения геометрии шасси является измерение диагоналей – они должны быть равны. Этот способ отлично показан на картах базовых точек шасси и кузовов легковых автомобилей:
Изображение

Изображение

Изображение
Проверка диагоналей – самый распространённый способ проверки точности и симметричности каркаса. Эта технология пришла из кузовного ремонта – так как все контрольные точки кузовов машин симметричные, этот метод используется повсеместно. Чем больше расстояние между симметричными контрольными точками, тем меньше расхождение параметров.
Если сварочный стол нужен для сборки всего лишь одного автомобиля (или малой серии машин из нескольких штук), то необходимо продумать крепление основных агрегатов и узлов, причём эти кондукторы должны быть жёстко связаны с поверхностью стола и участвовать в системе координат. У меня на компьютере есть много картинок по сборке кузовных автомобилей, поэтому я их и выкладываю. Смысл не меняется – багги это будет или хот-род.
Изображение

Изображение

Изображение
Колёса будут установлены позже, дорожного просвета пока не существует. Поэтому за ноль принимаем поверхность стола. На поверхности стола имеет смысл установить кондукторы, которые будут фиксировать базовые точки и при этом они будут связаны в систему координат нашего стапеля. Так как для нас важнее всего координаты установки деталей подвески, то имеет смысл установить спереди (на самом деле в любом месте – зависит от рамы и серии машин) пластину, которая будет центрировать трубы и установит их без перекосов. Один из вариантов таких кондукторов здесь:
Изображение

Изображение
Следует обратить внимание на метки мелом
Изображение
Отличный способ проверить геометрию основных дуг, например, это использование отвесов. Они позволяют проверить положении верхней дуги с высокой точностью.
Изображение

Изображение
Очень часто в гаражном творчестве используются строительные уровни. С достаточной точностью можно проверить вертикальность и горизонтальность дуг.
Изображение

Изображение
На последней фотографии отлично видна растяжка с уголком – она позволяет удерживать дугу в любом положении.
Изображение
Кроме этого приспособления можно сделать и другие – они позволяют фиксировать продольные дуги так, как надо нам. Вот, например, моё приспособление:
Изображение
Можно использовать механические линейки (длиной до 3-4 метров) при измерении диагоналей и других линейных размеров.
Изображение
На самом деле, кроме стационарных сварочных столов можно использовать подкатные тележки, сваренные под конкретные задачи. Фантазия при выполнении боевых задач не ограничена :wink:
Изображение

Изображение

Изготовление передней подвески для автомобиля
При модификации стандартной подвески необходимо делать кондуктор, который будет фиксировать часть кузова и детали подвески. Методика отработана в Штатах достаточно хорошо – надо просто посидеть в интернете и поискать то, как это воплощено в металле.
Изображение

Изображение

Изображение
Результат такой работы примерно такой:
Изображение

Изображение
Настоятельно рекомендую прочитать раздел ЧаВо и Правила форума

Аппокалипсис отменяется. Мы во всём разберёмся
Аватара пользователя
Nitro
Директор проекта
Директор проекта
 
Сообщения: 4945
Зарегистрирован: Пт янв 11, 2008 12:54 pm
Откуда: Федюковсбург
ФИО: Андрей
Место жительства: Московская обл
Помещение: наконец-то своё
Проекты: багги
Чем работаешь: весь спектр
Стаж работы с металлом: с 1996 года

Вернуться в Часто задаваемые вопросы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

cron