К недостаткам этих трубогибов следует отнести невозможность точного определения угла гибки и б
ольшую овальность трубы в месте сгиба. Это происходит оттого, что стенки башмака немного расходятся наружу. Минимальный радиус гибки равен трём диаметрам трубы. Расстояние, на котором размещаются поддерживающие ролики – регулируется. Поддерживающие ролики универсальны для всех труб – у них есть V-образный вырез, который перекрывает все размеры труб. В качестве силового гидроцилиндра используется бутылочный домкрат.
Я изготовил себе подобный трубогиб, но для бесшовных труб с метрическими размерами. В качестве гидроцилиндра я использовал домкрат, который входит в ЗиП автомобилей ЗиЛ. В отличие от китайских, он не течёт, держит заявленную нагрузку, легко ремонтируется и отлично работает. Все пластины выполнены на станке плазменной резки с ЧПУ, что гарантирует точность конструкции. Поддерживающие ролики и башмаки изготовлены под бесшовные трубы с метрическими размерами. Трубогиб работает отлично, овальность трубы в зоне гиба соответствует техническому регламенту автомобилей дивизиона Д3.
Следует отметить, что из-за конструктивных особенностей насоса, эти домкраты работают только лишь в вертикальном направлении. Если его расположить горизонтально, то воздух перетекает не в те полости, куда должен и придётся поставить его вертикально, открыть заливной болт и прокачать несколько раз.
Более профессиональные трубогибы используют гидравлику от различного оборудования, что подразумевает работу в достаточно тяжёлых ежедневных условиях. Также часто можно видеть, что в конструкции используются различные гидроцилиндры от автосервисного оборудования – гаражных кранов или векторных наборов для рихтовки кузовов. Данные гидроцилиндры используются с ручными насосами, или с пневмогидравлическими. На этих трубогибах труба огибает сегмент. К примеру, трубогибы Pro-Tool и JD2 очень похожи, но закон об авторских правах не позволяет делать одинаковые конструкции. Поэтому они немного отличаются. Эти фирмы задают тон при производстве трубогибов, и как правило все остальные трубогибы очень похожи на них.
Модель трубогиба с ручным приводом от JD Squared:По объёму продаж является лидером рынка США. Предельно простой, тем не менее может комплектоваться набором гидравлики. Максимальный диаметр трубы 51 мм. Угол гибки – до 180 градусов.
Модель пневмогидравлического трубогиба от JD Squared:Данная модель изготовлена из мощных стальных пластин, всё сделано на станках с ЧПУ. Конструкция очень мощная и позволяет гнуть трубы диаметром до 64 мм. Основание диаметром 500 мм отфрезеровано из стали толщиной 25 мм, на периферии диска отфрезерованы пазы, в которые попадает стопор. Пластины, между которых крепятся сегменты и гидроцилиндр выполнены из стали толщиной 19 мм. Усилие, которое развивает гироцилиндр – 10 тонн, что позволяет с достаточной лёгкостью гнуть трубы на любой угол. Максимальный ход штока – 355 мм.
Трубогибы фирмы Pro Tools очень сильно приближены к гаражным условиям, при этом конструкция менее прочная, чем у трубогибов фирмы JD2. Данные модели позволяют гнуть трубы наружным диаметром до 45 мм. Настолько удачная конструкция, что производится примерно 15 лет без изменений:
Ещё одна простая модель
Также можно встретить много самодельных конструкций. На некоторых сайтах, которые участвуют в общем деле продвижения авто-мотосамоделок – багги, трайков, кит-каров и других транспортных средств, можно приобрести чертежи трубогибов, которые используют бутылочные домкраты (или гидравлику от автосервисного оборудовния) и некоторые стандартные детали – ролики, поддержки, силовые сегменты и проч.
Одна из самых интересных конструкций – с двумя гидроцилиндрами
Ещё одна конструкция:
Кстати, по поводу гибки шовных труб – есть небольшая рекомендация по поводу расположения сварочного шва
В нашей стране также имеют распространение электромеханические трубогибы отечественного производства. Очень удобные в работе, но подходят только под размеры труб ВГП.