Почти с самого начала по этому проекту я занимался кройкой и шитьем. В принципе, пофиг – получилось немного подкинуть деньжат работягам, да и я во время кризиса не просто тупо сидел в гараже за бутылкой пива, а "развлекался" на курсах кройки и шитья – креатив ничем не заменишь. Я не занимаюсь машинами на коммерческой основе, я делаю это из любви к искусству, скажем так – у меня это хобби. Кто-то марки коллекционирует, кто-то монеты, а я железки варю.
Амортизаторы. Заказчик ездил сам за некоторыми запчастями, вот что получилось. Надо купить газонаполненные амортизаторы ПЛАЗА – вместо этого я получаю масляные амортизаторы СААЗ. Разница – по 500 рублей за штуку. Что планировалось – Плаза уже с готовыми чашками под пружину, надо только доработать верхнюю опору. Так как на машину идет 6 одинаковых амортизаторов (сзади по два амортизатора, но пружина только на одном), то проблем с чашками под пружину от 2108 нет (надо сделать по 2 чашки на задние амортизаторы под пружину 2101). Единственная доработка корпуса амортизатора – проточить канавку под стопорное кольцо в другом месте.
Ну раз привезли не те – будем дорабатывать что есть с возможностью установки правильных амортизаторов. За неимением гербовой – будем писать на туалетной. Вместо этого что получается – делаем кучу лишних чертежей; с масляного амортизатора стачиваем чашку на токарном станке (вовлечение кучи людей в доработку) так как корпус тоньше, чем у плазовского, и нет готового стопорного колечка, то пришлось выточить трубу, которая устанавливается на корпус амортизатора и чашка пружины стопорится на этой трубе (так как труба не стандартного размера – пришлось купить ровно одну трубу – 5,6 м). В итоге надо дополнительно сделать четыре стакана и 8 чашек. Стопорное колечко делаем из проволочного хомута (один хомут – два колечка). Это все обуславливает экономию 500 рублей на каждом амортизаторе. При эксплуатации машины вылезет ещё один прикол – любой маслянный амортизатор имеет обыкновение "закипать" – так как имеет внутри воздух для нормальной работы и он перемешивается с капельками масла, образуя пену. Так что через некоторое время после начала покатушек амортизатор перестанет "держать" дорогу – физику то никто не отменял, и поршень малого диаметра (это влияет на характеристику амортизатора и затухание колебаний) и воздух ухудшат поведение машины. Я видел одну машину, у которой началась продольная раскачка – каркас конечно же спас пилота и штурмана, но машину ожидала свалка.
Поэтому становится понятно, почему скупой платит дважды. Стоимость готового узла вместо планируемой суммы примерно в 3,4 раза превысило задумку. Соответственно, все эти лишние доработки увеличили время на изготовление узла, необходимо было закупить дюралевый пруток для точения чашек и соответственно работа токаря. Ну и как всегда, я оказался виноват, что клиент долго ждет машину. Хотя через клиента делали никелировку стаканчиков ровно два месяца, именно столько понадобилось чтобы отнести заготовки на завод на соседней улице. При этом я жду полтора года два амортизатора, которые клиент начал дорабатывать – обычные амортизаторы под выносной расширительный бачок. Амортизаторы от москвича имеют другую длину, кроме того непонятно как будет установлен расширительный бачок в итоге я виноват, что не могу доделать подвеску.
Ремни безопасности. "Зачем покупать, если можно за бесплатно!" Спортивные ремни, четырехточечные, с нормальными замками и профессиональными креплениями стоят 2200 рублей за ремень, но это безумно дорого!!! Проще взять 4 москвичевских ремня за бесплатно, сшить из них непонятно что и думать над замками. В итоге почти год я жду ремни, нормальные мы не покупаем и я виноват, что машина не готова, кататься то хочется. Только учитывая тот факт, что крепления ремней надо установить на раму – рама фактически не готова. Я то не знаю, как они будут крепиться – кронштейнами или на трубе. Их конечно можно установить после того, как машина будет отдана клиенту, но в целях безопасности я не имею на это права. У меня нет уверенности, что клиент сделает это после того, как получит машину и если с ним что-то случится, всю вину переложат на меня.
Сиденья. Есть желание установить кожанные сиденья, но нет возможности их забрать – надо забрать всю машину целиком и потом заниматься оформлением бумаг и проч. В итоге я все-таки установил сиденья от донора, с качающимися спинками (клиент купил донора как есть за недорого). Купить ковш нельзя – это дорого, при этом надо учесть, что от стандартного сиденья можно запросто получить компрессионный перелом позвоночника из-за двойной амортизации (сначала срабатывает подвеска и потом амортизирует сиденье – в итоге на позвоночник действует такая сила, которая его разрушает), на что я получил ответ – ну я же не буду прыгать на машине (хотя с трамплина можно запросто совершить прыжок на 15-20 метров). В итоге за год ожидания сидений машину вывезли и утилизировали, сиденья я так и не дождался. После всех ожиданий я принял решение поставить сиденья как есть, причём пришлось немного приподнять сиденье водятла, чтобы лучше сиделось. Планку, на которой должны стоять сиденья пришлось сверлить на весу, так как в гараже не было места и спешно приходилось доделывать.
Колеса и диски. Есть желание установить колеса чуть большего диаметра, чем родные космичевские. Что подходит из бюджетных колес – это волга или шеви-нива (640 и 670 мм соответственно). Шины б/у пообещали, но никто не привез. Полгода я ждал и шины и диски, в итоге пришлось поругаться с клиентом и вдруг все привезли – шины новые (пришлось купить), под диск от шеви-нивы, но диски дали халявные – от ауди (нужные то надо покупать!!! а это дорого!!!). Сделать план-шайбу не проблема, но в случае аудюшных секса намного больше – поэтому надо пересверлить
родные ступицы и тормозные диски, аудюшные болты – 5х112 мм, ваз – 4х98 мм (спереди), москвич – 4х108 мм. Вазовские и москвичевские ступицы и диски надо пересверлить на 5 отверстий и сделать 10 отверстий на планшайбе – именно в этом случае детали можно безболезненно поженить. Приколхозить все можно, это не проблема, проблема возникнет при ремонте – поврежденные или сточенные диски просто поменять не получится – все придется дорабатывать заново. Это цена халявы, вместо того чтобы сделать все правильно, приходится заниматься буетой. Мне то пофиг –
мы освоим ваши деньги!!!!, только те люди, с кем приходилось работать долго смеялись и не хотели дорабатывать все подобным образом. Три месяца пришлось потратить на то, что люди из уважения ко мне брали эти запчасти на доработку, но из-за здравого смысла никто это не делал (в магазинах дисков полно под разные ступицы и вылеты – проще купить). Попросил сделать в одном ПТУ – там не смогли подумать и разметить отверстия. В мае 2010 я забрал у них проставки и детали – они думали два месяца как это сделать. На одном оборонном заводе запросили слишком много – там бы сделали на координатно-расточном станке, час работы стоит бешенных денег, месяц человек провозил все в машине и потом отдал. Вся эта доработка растянулась с конца зимы 2010 года до январь 2011. Это цена халявных дисков доработка всего стоит в полтора раза больше цены нужных колесных дисков. Хорошо, что на ЗиЛе смогли сделать за недорого, вот что получилось
Что получилось – доработка стандартной ступицы и стандартного тормозного диска. Всё от жадности – скупой платит дважды, а дурак – постоянно. Чтобы поженить аудюшные колёсные диски со сверловкой 5х112 мм, с москвичёвскими 4х108 и вазовскими 4х98 мм, надо ПЕРЕСВЕРЛИТЬ все ступицы и тормозные диски под 5 отверстий, при этом надо сделать планшайбы с вдвое большим количеством отверстий... Каждое отверстие стоит денег, причём не малых. Если бы это были НИВСКИЕ колёсные диски, как я и просил, мне пришлось бы изготовить только планшайбы. В итоге получилось бы ДЕШЕВЛЕ. Но это же не наши методы!!!!
Теперь можно представить, во что обойдется ремонт – замена стандартной запчасти потребует механической обработки с применением станочного оборудования.
Сцепная головка. Было приято решение сварить жесткую сцепку для буксировки багги. Я был на авторынке и отзвонился – все головки минимум по 950 рублей. Это оказалось безумно дорого – ведь можно купить за 650, причём он пообещал сам купить. В итоге он и это не купил.
Передний щит – это временное решение. Пока рейка не готова – делать капитально не имеет смысла.
Тоннель нужен для скрытия в нём тросиков и электрики. Также там планировалось разместить огнетушитель, но я не стал тратить своё время на него. Если клиент не хочет платить, не фига ему делать поблажки. Нет денег – иди нах.
Пришлось убрать поворотники
Как-то в разговоре я услышал – главное на колеса поставить. Остальное я сам как-нибудь... Прикольный ответ, учитывая что дорабатывать за кем-то – неблагодарный труд. Так как проект достаточно долгий – из полутора лет стройки реальное время на работу – три с половиной месяца, остальное простои и ожидания запчастей. Я принял решение поставить машину на колеса и отдать её клиенту как есть – мне надоел этот проект и кроилово здравого смысла. Пусть сам достраивает. Из-за всех простоев я лишился халявы – гаража 6,5х5,5 м с отоплением (мне его дали в халявное пользование на 5 лет), владелец гаража смотрел на этого трупа год и принял свое решение. Особенно прискорбно то, что к гаражу провели три фазы на 30 кВт. Можно было славных дел наворотить! Каждую сумму денег приходилось выбивать с боем. Каждый раз от меня требовал отчёта куда я потрачу деньги. На блэк-джэк и шлюх! Куда же ещё? Строил я машину бесплатно, мне просто интересно было занять себя чем нибудь в кризис. Я могу отчитаться только за потраченные деньги, за то что вложено в машину. Железки для меня – это хобби. Кто-то марки собирает, кто-то значки или монеты, а я делаю сайты для самодельщиков и варю железки.
Исходя из темпов финансирования человек лишился нормальной приборной панели. Можно сказать, что он всего лишился – непонятно кто будет достраивать, так как бабки до конца я не получил, но клиент очень хочет получить чертежи на руки для достройки. Видимо одна извилина, и та – от фуражки.первый раз попался такой недальновидный мент, хотя я с ними работаю с начала 2000-х годов. Так как я недополучил деньги на руки, клиент забрал НЕДОСТРОЕННУЮ машину. Недоплатив в малом, пусть потратит гораздо больше.